Доступная среда
Начнем с доступной среды? Или…?
Наверное, все-таки со «среды», поскольку для большинства россиян это наиболее понятный путь к ценностям, декларируемым Конвенцией ООН о правах инвалидов.В тоже время следует обратить внимание, как минимум, на три момента.
Так, согласно определению отечественных социологов, доступная среда – «это такая организация окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей и других ограничений, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры.
В принципе, хорошо, что сегодня главным объектом заботы становится именно «любой человек». Ведь право на доступность среды - это фундаментальное право каждого из нас. И нам всем в окружающем пространстве хочется чувствовать себя комфортно и вести полноценный образ жизни. Всем – детям, старикам и беременным женщинам, трудоспособным и больным, тем, кто передвигается самостоятельно и с помощью инвалидных кресел, людям с дефектами слуха и без, умным и не очень. Нам всем хочется жить в гуманитарном обществе, где человек – высшая ценность. С другой стороны часто ли мы видим на улицах города, в театре, магазине, музее или кафе людей, использующих инвалидную коляску, а также незрячих и слабослышащих? Нет, не часто. Между тем, по данным Минздрава инвалидность в России имеет каждый 10-ый гражданин. При этом в нашей стране отсутствует единая база учета людей с заболеванием и последствиями ДЦП. Так что, на самом деле, количество россиян, испытывающих особые потребности к качеству и характеру городского пространства, огромно. Эта практически невидимая часть общества нуждается в таком пространственном окружении, где присутствуют дополнительные специальные элементы городской среды.
Такие люди, выйдя на улицу, оказываются наедине со своими проблемами и недружелюбным городом, в котором большинство объектов инфраструктуры к нуждам инвалидов неприспособленно. И даже если, следуя положениям Федерального закона № 181-ФЗ, руководитель поликлиники, банка или торгового центра оборудовал крыльцо здания пандусом или подъемником, то остается вопрос, как гражданин в инвалидном кресле доберется до самого здания? Ведь способов самостоятельно выехать из своего дома, совершить поездку на автобусе и пересечь проезжую часть у человек с поражением опорно-двигательного аппарата, как правило, нет. Особые лифты в жилых домах, специально оборудованные автобусы, стоянки для инвалидов существуют лишь в эпизодических вариантах. Более того необходимость учитывать потребности инвалидов всех категорий предполагает наличие рельефных, фактурных и иных тактильных поверхностей на пути движения людей, информационных пиктограмм, ограждение опасных участков дорог, особую контрастную разметку, световые указатели и устройства звукового дублирования, изменение параметров проходов и проездов, предельные уклоны профиля пути, качество освещения улиц и многое другое…
Словом, без обеспечения доступности всей городской инфраструктуры, усилия отдельно взятых учреждений по созданию беспрепятственного доступа к своим услугам для людей с инвалидностью, окажутся малоэффективными. Второй момент заключается в том, что, по мнению экспертов, трудно «построить» доступную среду, когда существует ведомственная разобщенность в вопросах ее формирования и несогласованность в правовом регулировании данного процесса. Когда нет достаточного ресурса специалистов в этой области и понятной стратегии по развитию толерантного отношения к инвалидам в обществе. Впрочем, это далеко не все.
В России в отличие от европейских государств, ответственность за исполнение законодательства по правам инвалидов главным образом несут структуры, занимающиеся проблемами незащищенных слоев населения и организации, поставляющие социальные услуги этому населению. Что же касается финансирования, направленного на реализацию программы «Доступная среда», то оно распределяется по другому принципу.
В тонкости финансовые мы вникать не будем. Скажем только, что если какой-либо городской комитет градостроительства ранее или сейчас выдал разрешение на ввод в эксплуатацию здания, не отвечающего нормам доступности, то реконструкция данного объекта в целях доведения его до соответствующих требований ляжет материальным и административным бременем на того, кто возьмет его в эксплуатацию или приобретет в собственность. Говорить о какой-то заинтересованности владельца проблемного здания не приходится, поскольку ситуация дополнительно усугубляется катастрофической нехваткой средств в условиях кризиса и не самой благоприятной налоговой политикой.
В случае с объектами, на которых функционируют поставщики социальных услуг, дело обстоит еще жестче. Поскольку, если частная организация, оказывающая социальные услуги незащищенной категории граждан, не сможет найти дополнительное финансирование, то «доработка» социального объекта будет проводиться, по сути, за счет доходов вышеназванных слоев населения - стариков, пенсионеров, инвалидов. Такой вот интересный поворот.
В общем, самое время обратиться к третьему моменту. А именно к Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 3 мая 2012 года. В результате данного шага наша страна взяла на себя обязательства по обеспечению полного участия людей с инвалидностью в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества. При этом опыт зарубежных стран доказывает, что полная и успешная интеграция инвалидов в социум, возможна. И можно сделать так, чтобы люди, страдающие неизлечимыми недугами, не испытывали ограничений и препятствий ни в передвижении, ни в осуществлении какой-либо деятельности. Однако ориентируясь на данный опыт, не надо забывать, что работу в этом направлении наши западные коллеги вели не одно десятилетие.
Так, в Великобритании ныне действующий закон об инвалидах был принят еще в 1944 году. В 1961 г. в США создали стандарты по доступности зданий для инвалидов. В 1975 г. ООН приняла Декларацию о правах инвалидов, а в 1982 г появился еще один международный документ - Всемирная программа действий в отношении инвалидов. И если сегодня многих восхищает созданная на западе модель доступной среды для людей с инвалидностью, стоит учесть, что европейское законодательство, способствующее самореализации инвалидов во всех сферах жизнедеятельности, формировалось при активном участии общественных организаций. Что на защиту прав и свобод инвалидов вышла значительная часть гражданского общества, которая была убеждена, что люди с ограниченными возможностями - это полноценные граждане своей страны, а инвалидами их делает несовершенство окружающего мира и существующая система социальных отношений.
Так что нам придется набраться терпения и еще много работать для получения результатов, научиться понимать и отстаивать интересы инвалидов, а не ведомств, проявлять добросовестность и разумность при разработке программ и распределении финансов, направленных на достижение целей этих программ. Потому что идеология отношений «инвалид-среда-общество» все-таки предполагает, что сначала должно измениться последнее.